Марат Мусин, член Совета БДК, генеральный директор «КБС Групп». Его правила жизни и бизнеса в цитатах из интервью в совместном проекте Балтийского делового Клуба и Business FM Калининград «От первого лица»
Я приверженец того, что нужно постоянно получать новые знания, новые компетенции. Мир не стоит на месте, поэтому очень важно учиться. Если тебе повезёт попасть на хороших преподавателей и в хорошую бизнес-школу, то это может дать толчок в твоём развитии как предпринимателя, может дать тебе новые идеи, новые инструменты в управлении бизнесом.
Многие наши предприниматели страшно талантливые. Они талантливые с точки зрения понимания, где деньги находятся, где их можно заработать. У них видение, как развивать свой бизнес, суперское. При этом система управления внутри компании - это часто колосс на глиняных ногах. С виду бизнес такой крепкий, известный на рынке, а внутрь заглядываешь, думаешь: мама дорогая, как он до сих пор на плаву?!
Мы, как консультанты, больше уже даже работаем психотерапевтами. Говорим: слушай, ну, нельзя так управлять бизнесом, нужно создавать команду, делегировать, потихоньку отходить от управления, у тебя ж есть другие интересы, ты хочешь заняться гольфом…
Я страшно люблю собирать грибы, но основную массу грибов собирает моя супруга. Грибы, что на наших фотографиях [в соцсетях], находит она, у нее третий глаз, наверное, видеть их под листьями.
Мне достаточно часто приходилось сталкиваться с предпринимателями из сектора малого и среднего бизнеса из других регионов России. На мой взгляд, наши более продвинутые, они значительную часть жизни проводят в соседних странах, там набираются опыта для бизнеса в том числе.
В больших компаниях проблема «с кем посоветоваться» решается через советы директоров. А вот в малом и среднем бизнесе таких органов не существует. При этом цена ошибки, которая возможна при принятии решения, как правило, очень высока. А решения собственник принимает постоянно. Запускать новый продукт? Строить новую фабрику? Идти на этот рынок? Балтийский деловой Клуб - это организация, где люди, равные себе по статусу, могут посоветоваться. И не важно, что все собственники из разных отраслей, потому что они сталкиваются с теми же самыми проблемами.
На мой взгляд, крайне важна социальная составляющая в жизни клуба, причем она не менее значима, чем деловая часть, связанная с развитием, с семинарами, с диалогом с властью. Люди устают, они в бизнесе постоянно, им нужна отдушина – эту отдушину даёт клуб.